Среда, 24.07.2019, 07:14
МДОУ ИРМО "Мамоновский детский сад"

 Воспитатель

Меню сайта
Наши педагоги
  • Кокорина Елена Анатольевна
    • Консультации
  • Селедцова Елена Юрьевна
    • Консультации
    • Фото спортивных мероприятий
  • Сергеева Нонна Геннадьевна
  • Будюк Татьяна Егоровна
  • Нечаева Алена Анатольева
    • Наше фото
    • Методическая копилка
    • Презентации
  • Гожидоева Тамара Михайловна
    • Наше фото
    • Методическая копилка
    • Презентации
  • Чепелюк Людмила Анатольевна
    • Наше фото
    • Методическая копилка
    • Презентаци
  • Новицкая Светлана Владимировна
    • Наше фото
    • Методическая копилка
    • Презентации
  • Кузнецова Клавдия Сергеевна
    • Наше фото
    • Методическая коплика
    • Презентации
  • Ревенко Наталья Алексеевна
    • Наше фото
    • Методическая копилка
    • Презентации
  • Сотникова Ольга Владимировна
    • Наше фото
    • Методическая копилка
    • Презентации
  • Боброва Екатерина
    • Наше фото
    • Методическая копилка
    • Презентации
  • Дмитриева Ксения Владимировна
    • Наше фото
    • Методическая копилка
    • Презентации
Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воспитатель Сергеева Нонна Геннадьевна

МДОУ  ИРМО  «Мамоновский

детский сад  комбинированного

вида»

 

 

 

 

                                             Проект

« Лес – наше богатство»

                         Долгосрочный ( сентябрь – май )

 

 

 

 

 

                             Разработали  воспитатели подготовительной группы:           

                                                                       Сергеева Нонна Геннадьевна.

                                                                        Будюк Татьяна Егоровна.

 

                                        2013 – 2014 г

    

 

 

                                «Природа – это единственная книга,

                        Каждая страница,  которой полна

                       глубокого содержания.

                                                                           И.В. Гёте.

 

 

       

 

                                                    2013 – 2014 г

 

    Воспитывая детей, мы берём на себя огромную ответственность перед будущим человечества. Мы закладываем у своих малышей отношение к природе, частью которой мы являемся, и к миру, в котором мы живём.

      Мы – часть природы. И если мы уважаем себя и заботимся о себе, то необходимо уважать природу и заботиться о ней: у человека больше обязанностей перед природой, чем прав. Любите природу искренне, проникнитесь к ней настоящими и глубокими чувствами. Такое отношение несите детям.

       Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.

        С самых ранних лет необходимо воспитывать у детей любовь к лесу, молодым зелёным насаждениям, приучать их беречь птиц и других полезных животных. Надо как  можно раньше ввести детей в мир природы, дать им возможность прочувствовать многообразие форм, красок, звуков в ней. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к шелесту листьев, к журчанию ручья, к следам животных, надо  учить их наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в ней явления.

        Показывая детям труд человека в природе, создавая возможности для самостоятельного выращивания ими растений, нужно воспитывать у детей любовь и уважение к труду.

        Под умелым руководством воспитателя дети обогащаются конкретными представлениями, замечают и устанавливают некоторые связи между явлениями природы. Но такое руководство может осуществить только тот воспитатель, который любит природу и знает законы её развития.

 

 

 

«Нужно быть глубоко наблюдательным, как могут быть наблюдательны только люди, жизнь которых составляет одно целое с природой» - писал И.В.Мичурин.

  

    Большинство изменений и событий в мире природы человек может заменить, прочувствовать и пережить только вне стен помещения. Ни картина, ни рассказ не заменят непосредственного  контакта с природой. Только «входя» в природу и «растворяясь» в ней, вы начинаете  ощущать себя в гармоничном и неразрывном единстве с нею.

 

 

Проблема: Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости – воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы. Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого, которая требует к себе особого внимания и отношения. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, в основе которого лежат чувства и эмоции.

 

Цель:  Ознакомление детей подготовительной группы с деятельностью специалистов, занимающихся заготовкой,

 

 

переработкой, восстановлением и охраной леса. Важно обратить внимание на красоту и многообразие живой природы, показать ребёнку как растения участвуют в нашей жизни, что они дают человеку, животным всей планеты. Важно суметь вызвать эмоциональный отклик на эту красоту и  добро. А сколько жизненной силы может дать лес. Важно чтобы дети ощутили это в общении с живой природой, научились беречь и охранять её.

 

Задачи:

* Формирование основ и начального опыта природосообразного поведения дошкольника;

* развитие умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

* формирование эмоционально – положительного, ответственного отношения к окружающему миру;

* развитие способности анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы;

* развитие различных видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой)

 

        Работа по реализации проекта включала серию экскурсий, бесед, занятий, турниров, экспериментальную деятельность, чтение художественной литературы, подбор и систематизацию иллюстративного материала.

         Во время экскурсии дети узнали много о работе  пилорамы, о разгрузочной  площадки. После каждой экскурсии дети делились впечатлениями, рассказывали о том,  что им запомнилось, понравилось. На занятиях по теме «Восстановление и охрана леса» воспитатели рассказали о выращивании деревьев из семян. Это

 

 

вызвало у детей настоящий исследовательский интерес.  Была проведена экскурсия «В лес». Собранные шишки, сухоцветы, осенние листочки высушили для ручного труда. Работа по теме  «Охрана леса»  включала беседы  «Как спасти лес»,  «Охрана леса от вырубки»,  занятие «Труд лесника», турнир знатоков «Лесная карусель», КВН.

       В ходе реализации проекта дошкольники узнали много нового о работе – специалистов лесной отрасли.

  

 

 

Программа реализации проекта « Лес  - наше богатство».

   сроки

              мероприятие

 

Октябрь

1 неделя

 

 

Беседа: «Лес».

Чтение стихов, пословиц, поговорок о лесе.

 

Октябрь

2 неделя

 

Занятие: «Труд  лесника».

Высадка сосен на участок детского сада.

 

 

Октябрь

3 неделя

 

Экскурсия в лес.

Рассказ М.Пришвина «Этажи леса».

Рисование иллюстраций к рассказу.

 

Ноябрь

1 неделя

 

Занятие: «Как человек охраняет природу».

Посадка семян сосны.

 

Ноябрь

2 неделя

Детское творчество – «Золотая осень».

Наблюдение за птицами ( вывешивание кормушек)

 

Ноябрь

3 неделя

 

Экскурсия – «Пилорама».

Выставка поделок из дерева.

 

Ноябрь

4 неделя

 

Турнир знатоков   КВН ,»Лесная карусель»

Декабрь

1 неделя

 

2 неделя

Фото – выставка « Я и природа».

Оригами – «Ёлочка»

 

Фото – выставка « Лес наше богатство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Беседа: «Лес».

 

Ребята! Сегодня мы поговорим о лесе. Наверняка вы все в нём  бывали.

Отгадайте загадку.

Он густой, зелёный,

Растут в нём липы, клёны

И могучие дубы,

Есть в нём ягоды, грибы.

                                    ( лес)

Лес – это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве и смыкающихся рядом на большом пространстве и смыкающихся корнями, обилие кустарников, по земле стелются травы, кое – где мелькают яркие краски цветов. В лесу особенная свежесть.  Прохлада в жаркий день, чудесный душистый воздух. Он пахнет и корой деревьев, и листьями, и травами, и мхами, и грибной прелью – словом, настоящий лесной настой! В лесу щебечут, порхают птицы, выстукивает мощным клювом деревья дятел, свистят синицы, кукует кукушка.

Послушайте стихотворение.

Приходите в лес.

На лесной опушке слышится: «ку – ку»

.Кукует кукушка где – то  наверх.

В лесу густой, зелёный нас зовёт она.

Там берёзки, клёны, свежесть, тишина.

Солнечные блики по траве скользят,

Алой земляники капельки горят.

Там сплетают ветки кружевной навес.

Приходите, детки, на прогулку в лес.

 

 

      Узкая тропинка, заросшая густыми травами, она словно  гостеприимно приглашает нас зайти в лес и  полюбоваться деревьями. Цветами, вдохнуть свежий воздух.

        Вдоль тропинки,  желтеют лютики, склонились изящные стебельки с белыми бубенчиками ландышей, пышно  цветёт розовый  куст шиповника, над ним поднимается лещина – лесной орешник, а дальше белеют стволы берёзок и золотятся высокие сосны.

        Это смешанный лес, потому что в нём растут разные деревья. Здесь есть и лиственные деревья – берёзы, осины, и хвойные – сосны и ели. У них вместо листьев – иголочки. Хорошо прогуляться летним полднем в таком лесу! Это не дремучий, тёмный, глухой лес, а светлый и радостный лесок.

        Почти четвертная часть территории нашей страны покрыта лесами. Леса в России разные. Есть хвойные, где растут ели, сосны, пихты, лиственницы. Такие леса называются тайгой.

        Южные тайги располагаются смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут белые берёзки и  зеленовато – золотистые осины.

        Ещё южнее располагаются  широколиственные леса. В них растут могучие  великаны – дубы, тёмноствольные липы, красавцы – клёны,  ясени и грибы. Эти леса, по сравнению с  хвойными, более светлые. Они кажутся солнечными и просторными.

        В лесах водятся лоси, белки, заяц – беляк, бурый медведь, барсук, гибкая хищница – рысь и многие другие  животные. Когда вы приходите на прогулку в лес, запомните, вы здесь – только в гостях. Поэтому ведите себя скромно, не рвите цветы, не распугивайте лесных обитателей.

Вопросы.

  1. Что такое лес?
  2.  Какие виды лесов встречаются в нашей стране?
  3.  Тайга – это хвойный или лиственный лес?
  4.  Перечислите животных, птиц и насекомых, обитающих в  лесах?
  5.  Лес – это чей дом?
  6.  Почему люди считаются гостями леса?
  7.  Как надо вести себя в лесу? Расскажите правила поведения в лесу.

 

            

Занятие « Труд лесника».

Цель: Расширять представление о труде лесника, его обязанностях. Формировать уважительное отношение к людям этой профессии. Активизировать словарь ( лесничий, лесник, обход, компас, рация, лесничество, саженцы).

Материал. Иллюстрации по теме. Картинки с изображением дерева, птицы, зверя, и  карточки со схематическим изображением природоохранных мероприятий. Карта – схема, компас макет избушки – на каждую команду

 Ход занятия.

 Воспитатель. Широки просторы нашего Сибирского края! Полноводны Сибирские реки, бескрайни лесные угодья! А знаете ли вы, для чего нам нужны леса? Почему люди говорят: «Лес – наше богатство»?   (ответы детей)

Хорошо в лесу.  Можно и отдохнуть, и полюбоваться его красотами, собрать грибы, ягоды, лекарственные травы. Но  лес  -  это  прежде всего деревья. Строители возводят из них дома, корабли, столяры делают мебель, работники бумажной промышленности – бумагу. Всем нужна  древесина Давайте поиграем. Я буду называть профессии, а вы – расскажите, как представители той или иной профессии используют дерево. Железнодорожник.  (деревянные шпалы), электрик (столбы для крепления проводов), музыкант (деревянные музыкальные инструменты), врач (лекарства, деревянные  массажёры), учитель (учебники, тетради), портной (искусственные ткани) и. т. д.

     Не могут люди обойтись без дерева. Поэтому приходится рубить деревья. Что делают люди, чтобы не оскудели лесные богатства? (восстанавливают леса).  Люди,  какой профессии занимаются этим нужным делом? (лесник, лесничий).  Расскажите,  что входит в обязанности лесника?

Воспитатель:  Много забот у людей этой профессии. Всё они должны успеть. Покажите с помощью карточек, что делает лесник, чтобы сохранить и приумножить лесные богатства.

 

Воспитатель: Каждый лесник хорошо ориентируется в лесу? (план или карта, компас).  Как вы думаете,  лесник потеряется в лесу без компаса и карты?         ( ориентировка по солнцу, звёздам, мох, по каре деревьев). В лесу они строят небольшие домики (заимки), где оставляют запас продуктов и спички. Здесь можно укрыться от дождя и холода, переночевать, вскипятить чай, отдохнуть. Охотник, рыбак, геолог или случайно заблудившийся путник может воспользоваться этими запасами и по возможности их пополнить. Ведь в следующий раз,  на  такой  заимки может оказаться человек без припасов.

       А вы умеете ориентироваться по компасу и карте?

Проводится игра «Найди заимку лесника»

Воспитатель: Лесник должен знать и любить природу, заботиться о ней. За каждым лесником закреплена территория, где он работает. Подмечая мельчайшие изменения, происходящие в лесу, лесник докладывает о них лесничему, который руководит всеми лесниками в лесхозе.

        Как вы думаете , для чего лесник носит с собой ружьё? ( Для защиты от хищников, для охоты). А рацию? (рация необходима для оперативной связи с лесничеством в случае пожара, браконьеров).

         Многих лесников во время обхода участка сопровождают животные. Что это за животные и как они помогают лесникам в их трудной работе? (Это собаки, которые предупреждают лесников об опасности, и лошади для объезда участков.)

    Лесник может встретить в лесу людей, но, к сожалению, не всех их можно назвать друзьями природы. Кто эти люди и какой  вред они могут нанести лесу?  ( Браконьеры  охотятся на охраняемых  животных, порубщики, вырубают  деревья  ценных  пород. Недисциплинированные  туристы,  нарушают  правила  поведения  в лесу и пожарной  безопасности.) Какими качествами должен обладать лесник,  чтобы призвать этих нарушителей к порядку? (Он должен быть выдержанным, смелым, решительным, не теряться  в сложных ситуациях.) А если нужно прийти на помощь людям и животным, попавшим в беду?  (Лесник должен уметь, оказать первую помощь людям, помочь животным.)

        Молодцы!  Вы  много  знаете о сложной и увлекательной профессии лесника. Думаю, когда вы вырастете, то станете настоящими друзьями природы и помощниками  лесникам,  которые оберегают лесные богатства нашего края.

 

 

 

 

         Высадка сосен на участок детского сада.

 

 Цель:  Познакомить детей с осенними явлениями природы, показать  что лес – это « многоэтажный дом», в котором на разных «этажах» живёт много  растений и животных, которые нужны друг другу;  учить правильно вести себя в лесу. Не нарушая его жизнь. Воспитывать интерес к природе, умение видеть её красоту, желание  сохранять всё живое; развивать чувство  «дома».

Ход экскурсии.

Накануне воспитательнапоминает о правилах поведения в лесу.

В начале экскурсии воспитатель показывает детям красоту осеннего леса,просит глубже дышать, вдыхая лесной аромат. Предлагает сфотографировать красивые явления, которые они заметили. Воспитатель даёт эстетическую оценку окружающему.

Ведя детей к намеченной поляне, воспитатель обращает внимание на муравейники, многочисленные сухие травы. Специально останавливается около берёз, ёлочек. Предлагаетдетям придумать и сказать деревьям ласковые слова, полюбоваться ими. Воспитатель рассказывает что лес – это «многоэтажный дом».На каждом его «этаже» свои жильцы.На высоких деревьях гнездятсябелки, клёсты, дятлы, совы. На земле живёт много лесного народа – зайцы, лисы, ежи, лягушки, мыши. Особый«этаж» под землёй занимают кроты, черви почвенные насекомые. Все они – лесные животные. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнёзд, нор Люди - гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок людей.

Далее организуется свободная прогулка детей вблизи поляны. Воспитатель просит детей осмотреть окружающую часть леса., понаблюдать за интереснымиявлениями. Выяснить, есть ли мусор.

Просит не пропускать интересные предметы на земле – шишки, коряги, сухоцветы, которые можно взятьс собой для поделок.

В завершении экскурсии воспитатель хвалит ребят, которыебыли активны. Просит всех попрощаться с лесом с лесом – вслух сказать добрые слова.

После экскурсии читаетрассказ М.Пришвина « Этажи леса».

Затем рисуют иллюстрации к рассказу.

Экскурсия в лес

    

     Занятие «Как человек охраняет природу».

Программное содержание.  Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят её сохранить, поэтому  создают заповедники – территории, на которых природа охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена; познакомить с Красной книгой,  рассказать  что есть охраняемые растения и животные; их осталось мало и они могут исчезнуть совсем; показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной.

Материал. Красная книга, цветные иллюстрации с изображением местных видов охраняемых растений; подборка книг; фотографии об одном – двух заповедниках.

Ход занятия:

  1. я  часть. Воспитатель рассказывает детям, что люди интенсивно используют природу: рубят леса, потому что нужна древесина; заводы и фабрики расходуют много чистой воды и спускают в реки ядовитые отходы производства; предприятия, автомашины, самолёты очень загрязняют воздух дымом и выхлопными газами. Это плохо отражается на условиях жизни человека, а также животных и растений, которые живут и произрастают в лесах, реках, морях.  Из – за  этого страдает здоровье людей, а многие животные и растения гибнут. Поэтому люди давно решили, что необходимы специальные территории. Природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать людей для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть в разных местах нашей страны. Они называются заповедниками.

2-  я  часть. Воспитатель демонстрирует иллюстрации и коротко рассказывает о нескольких заповедниках. Говоря о людях, которые работают в заповедниках, наблюдает за  состоянием природы, изучают растения и животных, следят за их численностью. Воспитатель демонстрирует Красную книгу, рассказывает о ней.                                                                             Объясняет, почему она красного цвета.

 Специально    останавливается на видах растений и животных, охраняемых в местности, где находится детский сад. Предлагает детям сделать свою Красную книгу. В свободное время воспитатель и дети создают Красную книгу своей местности. Эту самодельную книгу ребята показывают родителям, чтобы они тоже знали, какие растения охраняются законом в их леса.

 

                      

 

                                       Посадка семян сосны.    

               

 

           Детское творчество: «Золотая осень»

 

             

      

Наблюдение за птицами  ( вывешивание кормушек )

                      

 

                            Экскурсия: «Пилорама»

 

 

 

          Выставка детских работ из дерева.

        

 

 

 

             Турнир  знатоков.  « Лесная карусель».

 

Цель:  Расширять и закреплять знания детей о профессиях людей, занятых в лесной отрасли, об орудиях их труда.

 

 

 

 

Материал: Набор веток, шишек и семян лесных растений – на каждую команду.

Предварительная работа. Изготовление детьми и родителями поделок из дерева.

 

 

Конкурс « Путаница «.

      Ведущий называет слова и словосочетания: заготовка леса,  круг,  банан, вальщик, пальто, бензопила,  лесосека, трелёвка, погрузочный пункт,  лук, лесовоз, жук, пилорама, лесничество, мяч,  дерево,  утюг, лесник, морковка, саженцы.

      Дети должны хлопнуть в ладоши, если слышат слова, которые связаны с трудом работников лесной отрасли.

 

 

Конкурс «Скажи название»

Каждая команда получает набор веток, шишек и семян лесных растений. Надо назвать растения, с которых они собраны. Побеждает команда, участники определили большее количество растений.

 

 

 Конкурс «Кто кого».

Члены команд по очереди загадывают команде противника загадки о технике инструментах, которые используются в лесной отрасли.

Еду – еду и пыхчу. Много брёвен прихвачу.

                                        ( Лесовоз)

 

Длинной шеей поверчу, груз тяжёлый подхвачу.

Где прикажут, положу, Человеку я служу.

                                       (Подъёмный кран)

Зубастый зверёк грызёт крепкий дубок.

                                        (Бензопила)

Кланяется, кланяется, придёт домой растянется.

                                           (Топор)

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А он пашет, семь плугов тащит.            (Трактор)

Ходит воин со щитом, где пройдёт он, станет гладко,

Будет ровная площадка.

                                             (Бульдозер)

 - Рученька – ручища, что в земле ты ищешь?

 - ничего я не ищу. Землю рою и тащу.

                                             (Экскаватор)

 

Конкурс « Мудрые слова».

 Члены команд поочерёдно говорят пословицы и поговорки о труде. Побеждает команда, ответ которой был последним.

 

 

Конкурс «Профессии лесной отрасли»

  Члены команд по очереди выставляют на стол свои поделки из дерева и рассказывают о них. Оцениваются оригинальность  работы, эстетика оформления и артистизм представления.

По окончании турнира жюри подводит итоги и награждает победителей.

 

            Фото – выставка: « Я - и природа».

«Природа для нас – кладовая солнца

С великими сокровищами …

И охранять природу

Значит  охранять Родину»

                                 М.М Пришвин

  Чтобы дети полюбили природу и поняли природу, мало одних наблюдений, говорит Белинский. « Для этого, - указывает он, 0 надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и  немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку…»

 

Для полного проникновения в природу важно не только видеть.  Смотреть на неё. Природу необходимо воспринимать всей душой и телом. А запахи! Разве можно представить себе  осень – без запаха грибов и увядающих на земле листьев?

Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика В сердце стало грустнее.

«Нужно быть глубоко наблюдательным, как могут быть наблюдательны только люди, жизнь которых составляет одно целое с природой» - писал И.В.Мичурин.

       Большинство изменений и событий в мире природы человек может заменить, прочувствовать и пережить только вне стен помещения. Ни картина, ни рассказ не заменят непосредственного  контакта с природой. Только «входя» в природу и «растворяясь» в ней, вы начинаете  ощущать себя в гармоничном и неразрывном единстве с нею.

        Работа по реализации проекта включала серию экскурсий, бесед, занятий, турниров, экспериментальную деятельность, чтение художественной литературы, подбор и систематизацию иллюстративного материала.

         Во время экскурсии дети узнали много о работе  пилорамы, о разгрузочной  площадки. После каждой экскурсии дети делились впечатлениями, рассказывали о том,  что им запомнилось, понравилось. На занятиях по теме «Восстановление и охрана леса» воспитатели рассказали о выращивании деревьев из семян. Это вызвало у детей настоящий исследовательский интерес.  Была проведена экскурсия «В лес». Собранные шишки, сухоцветы, осенние листочки высушили для ручного труда. Работа по теме  «Охрана леса»  включала беседы  «Как спасти лес»,  «Охрана леса от вырубки»,  занятие «Труд лесника», турнир знатоков «Лесная карусель», КВН.

       В ходе реализации проекта дошкольники узнали много нового о работе – специалистов лесной отрасли.

       Воспитывая детей, мы берём на себя огромную ответственность перед будущим человечества. Мы закладываем у своих малышей отношение к природе, частью которой мы являемся, и к миру, в котором мы живём.

      Мы – часть природы. И если мы уважаем себя и заботимся о себе, то необходимо уважать природу и заботиться о ней: у человека больше обязанностей перед природой, чем прав. Любите природу искренне, проникнитесь к ней настоящими и глубокими чувствами. Такое отношение несите детям.

       Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.

        С самых ранних лет необходимо воспитывать у детей любовь к лесу, молодым зелёным насаждениям, приучать их беречь птиц и других полезных животных. Надо как  можно раньше ввести детей в мир природы, дать им возможность прочувствовать многообразие форм, красок, звуков в ней. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к шелесту листьев, к журчанию ручья, к следам животных, надо  учить их наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в ней явления.

        Показывая детям труд человека в природе, создавая возможности для самостоятельного выращивания ими растений, нужно воспитывать у детей любовь и уважение к труду.

        Под умелым руководством воспитателя дети обогащаются конкретными представлениями, замечают и устанавливают некоторые связи между явлениями природы. Но такое руководство может осуществить только тот воспитатель, который любит природу и знает законы её развития.